Ислам и огузы Приаралья (по материалам городища Джанкент)

Научная статья

Просмотры: 70 / Загрузок PDF: 49

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-129X-2025-152-3S1-68-83

Ключевые слова:

Огузский каганат, исламизация, Центральная Азия, Туркмения , Джанкент, государство Саманидов, арабское завоевание

Аннотация

В работе освещаются актуальные вопросы исторического периода с середины VII до середины X века. В статье дается краткий исторический экскурс периода, когда функционировало Огузское государство, которое играло ключевую роль в процессе исламизации тюркских племён по всей Центральной Азии и на территории современного Казахстана. Целью работы стало показать на примере источников процессы успешного объединение этнически разнородных групп кочевого и полукочевого населения с различными культурными и религиозными традициями в сложную политическую структуру. Территориальные рамки исследования охватила значительную часть этих племён, которая обживала и осела вдоль плодородных берегов древней реки Сырдарья, переходя от исключительно кочевого образа жизни к более оседлой, земледельческо-торговой деятельности. В дискуссионной части работы характеризуется геополитическая картина региона, кардинально изменившаяся в 750 году н.э., когда арабские войска нанесли поражение китайским армиям, заняли множество стратегически важных городов и установили прочную исламскую власть на территории Южного Казахстана. В работе показано, что данное историческое события стало важнейшим поворотным моментом в религиозном и культурном развитии региона, так как обширные территории оказались под прямым влиянием ислама. В разделе «Обсуждение» поднимаются вопросы касательно интеграции крупных городских центров Южного Казахстана и Семиречья в более широкую исламскую ойкумену, которая способствовала формированию отдельных этнорелигиозных общностей. Эти группы, в основном состоявшие из тюркских народов, принявших ислам, стали известны как «туркмены» — что буквально означает «похожий на тюрка» — отражая их особый статус исламских неофитов, сохранивших при этом свою тюркскую этническую принадлежность и культурные особенности. Также в обсуждении авторы акцентируют внимание на исторические процессы, указывающие на постепенность религиозных преобразований, а не на мгновенное массовое обращение в ислам. Авторы проанализировали источники, в которых содержалось описание земли, расположенной восточнее, как «страны войны и неверия», подчёркивая неоднозначность религиозных границ и продолжающиеся столкновения между исламизированными и неисламизированными населением. В заключительной части авторы высказывают мнение, что принятие ислама значительной частью огузского населения имело важные политические последствия. Их активное участие в затяжных войнах за контроль над Мавераннахром (Трансоксанией) в период постепенного распада Саманидского государства в X веке привело к значительным демографическим сдвигам и массовому исходу населения из традиционных мест проживания. Авторы, подводя итоги исследования, пришли к выводу, что, несмотря на упоминание в исторических источниках Джанкента и в более поздние периоды, данные археологических исследований свидетельствуют, что основное городское поселение фактически прекратило своё существование к концу X века, ознаменовав завершение важной главы в истории градостроительства Центральной Азии.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Б. Шораев, Кызылординский университет имени Коркыт ата, Кызылорда, Казахстан

    РhD, научный сотрудник Научного центра «Археология и этнография»

  • Р. Дарменов, Национальный музей Республики Казахстан, Астана, Казахстан

    ведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Agadzhanov S. Essays on the history of the Oguzes and Turkmens of Central Asia of the 13th-14th centuries. Ashgabat: Ilym Publishers. 1969. 296 p.

Agadzhanov S. Seljukids and Turkmenistan in the 16th-12th centuries. Ashgabat: Ilym Publishers. 1973. 166 p.

Amirgalina G., Bilalov S. Glazed Ceramics of the Early Medieval Settlement of Dzhankent. Eurasian Steppe Civilization: Human and Historical–Cultural Environment. Materials of the International Congress of Eurasian Steppe Archaeology (Turkestan, October 11–14, 2022). A.H. Margulan Institute of Archaeology. Almaty–Turkestan. 2022. No.3. Рp.142–156.

Arzhantseva I, Zilivinskaya E, Karamanova M, Ruzanova, Utkelbaev K, Sydykova Zh, Bilalov S. Summary report on archaeological work at the Dzhankent settlement in 2005–2007, 2009. Kyzylorda: Kompas Kyzylorda. 2010. 162 p.

Al-Istakhri. Excerpts from Kitāb al-Masālik wa-al-Mamālik. Materials on the History of Turkmen and Turkmenia. Moscow–Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR. 1939. No.1. Рp.167–181.

al-Ya‘qubi. Excerpts from Kitab al-Buldan. Materials on the History of Turkmen and Turkmenia. Moscow–Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR. 1939. No.1. Рp.151–157.

Baipakov K. In the Footsteps of Ancient Cities of Kazakhstan: (Otrar Oasis). Alma-Ata: Science Publishing House of the Kazakh SSR. 1990. 208 p.

Baipakov K., Ternovaya G. Religions and Cults of Medieval Kazakhstan (Based on Materials from the Kuyruktobe Site). Almaty: Baur Publ. 2005. 235 p.

Barthold V. Turkestan in the Era of the Mongol Invasion. Collected Works. Moscow. 1963. Vol.1. 762 p.

Barthold V. Works on Historical Geography. Collected Works. Moscow: Nauka Publ. 1965. Vol.3. 710 p.

Barthold V. Twelve Lectures on the History of Turkic Peoples of Central Asia. Collected Works. Moscow: Nauka Publ. 1968. Vol.5. 192 p.

Bogryanarodny K. On the Administration of Empires. Moscow: Nauka Publ. 1991. 496 p.

Darmenov R., Tazhekeev A. Ritual Hearths at the Jankent Site. Peoples and Religions of Eurasia. 2018. No. (417), pp.109-122.

Ebulfazl Muhammed bin Hüseyin al-Beyhaki. Istoriya Masuda (1030–1041). Translated by A. K. Arendsa. Text reproduced from the edition: Ebulfazl Muhammed bin Hüseyin al-Beyhaki. Tashkent: Publishing House of the Academy of Sciences of the Uzbek SSR. 1962. 748 p.

Eastern Turkestan in Antiquity and the Early Middle Ages: Economy and Material Culture. Moscow. 1995. 526 p.

Excerpts from Hudūd al-Ālam. Materials on the History of Turkmen and Turkmenia. Moscow–Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR. 1939. Vol.1. 602 p.

Garustovich G., Ivanov V. The Oghuz and Pechenegs in the Eurasian Steppes. Ufa: publishing house «Gilem». 2001. 212 p.

Ibn Fadlan. Materials on the History of Turkmen and Turkmenia. Moscow–Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR. 1939. Vol.1. Рp.155–164.

Ibn Hawqal. Excerpts from Kitāb al-Masālik wa-al-Mamālik. Materials on the History of Turkmen and Turkmenia. Moscow–Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR. 1939. Vol.1. Рp.181–184.

Ibn Khordadbeh. Excerpts from Kitāb al-Masālik wa-al-Mamālik. Materials on the History of Turkmen and Turkmenia. Moscow–Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR. 1939. Vol.1. Рр.151-195.

Ilyasova S., Ilyasov C., Imamverdiyev R., Ishakova E. There Is No Good in Wealth…».: Glazed Ceramics of the Tashkent Oasis IX–XII centuries. Moscow: Marjani Fund. 2016. 596 р.

Kovalevsky A. The Book of Ahmed ibn Fadlan and His Journey on the Volga. Kharkov: Publishing House of Kharkov State University named after A.M. Gorky. 1956. 345 р.

Kononov A. Genealogy of Turkmens. Writings of Abu-l-Ghazi, Khan of Khiva. Moscow–Leningrad. 1958. 284 р.

Mahmud Kashgari. Excerpts from Diwan Lughat al-Turk: Compendium of the Turkish Language. Materials on the History of Turkmen and Turkmenia. Moscow–Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR. 1939. Vol.1. 292 p.

Materials on the History of Turkmen and Turkmenia, VII–XV centuries. Arabic and Persian Sources. Moscow–Leningrad. 1939. Vol.1. 612 p.

Nastich V. Belt Fitting from Otrar. Antiquities of Kazakhstan. Alma-Ata: Nauka Publ. 1975. Рр.97–105.

Smagulov A. Arab Conquest in Southern Kazakhstan: Data from Written and Archaeological Sources. Mobilized Archaeology. To the 80th Anniversary of Kemal Akishevich. (1924–2003). L. Gumilyov Eurasian National University Publishing House. 2004. Pp.83-98.

Smagulov A. The Sacred Significance of Ceramic Altar Attributes in Syr Darya Dwellings. Peoples and Religions of Eurasia. 2019. No.2(19), рр.61-74.

Tolstov S. Cities of the Oghuz. Historical Ethnographic Studies. Soviet Ethnography. 1947. No.3, pp.55-102

Zaporozhets V. Seljuks. Moscow: Military Publishing House. 2011. 295 p.

Zilivinskaya E., Bilyalov S, Sydykova Zh. Excavations of the residential quarter on the settlement of Jankent. Questions of history and archeology of medieval nomads in the Golden Horde. Astrakhan. 2011. Рр.27-39. DOI: https://doi.org/10.1016/j.aeae.2011.08.010

Zilivinskaya E. Residential complex hearths at the Dzhankent settlement. Izvestiia Natsional'noi akademii nauk Respubliki Kazakhstan. News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Series of social and human sciences. 2013. No.3, pp.100–107.

Опубликован

25.10.2025

Выпуск

Раздел

АРХЕОЛОГИЯ

Как цитировать

Шораев, Б., and Р. Дарменов. “Ислам и огузы Приаралья (по материалам городища Джанкент): Научная статья”. Gumilyov Journal of History , 2025, vol. 152, no. 3S1, pp. 68-83, https://doi.org/10.32523/3080-129X-2025-152-3S1-68-83.