Генезис казахского ювелирного искусства: история, развитие и культурное влияние
Научная статья
Просмотры: 104 / Загрузок PDF: 89DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-129X-2025-152-3S1-10-31Ключевые слова:
исламская культура, полихромный стиль, растительные мотивы, сакский звериный стиль, эволюция форм, ювелирное искусствоАннотация
Статья посвящена исследованию эволюции казахского ювелирного искусства от ранних этапов его формирования до современности. Анализируются ключевые факторы, повлиявшие на становление и развитие ювелирной традиции, включая её связь с историческими процессами, а также воздействие различных культурных и религиозных влияний. Особое внимание уделяется влиянию сакского звериного стиля и хунно-сарматского полихромного стиля на художественную практику, а также взаимодействию геометрических, растительных и зооморфных мотивов, присущих казахскому ювелирному искусству. Исследуется влияние исламской культуры на формирование новых художественных направлений и трансформацию образной системы. Методологическая база исследования включает археологические и этнографические источники, а также материалы музейных коллекций (Национального музей Республики Казахстан, Центрального государственного музея РК, Мемориального музея им. Ш. Уалиханова «Алтын Емел», Государственного историко-культурного музея-заповедника «Есік»). В качестве археологических данных рассматриваются золотые изделия и украшения, обнаруженные в курганах Иссык, Катартобе 1, Коктума (Алматинская область). Этнографический анализ позволил выявить особенности народного декоративно-прикладного искусства, технологии изготовления ювелирных изделий и их символическую нагрузку. Ювелирные изделия в казахской культуре выступают не только элементами украшения, но и важными носителями социального, духовного и религиозного содержания. Орнаментальные композиции и изображения животных отражают мировоззрение народа, его отношение к природе, жизни и обществу. Сохранив философскую глубину, эстетическую выразительность и культурную преемственность, казахское ювелирное искусство донесло свои художественные традиции до настоящего времени, являясь значимым элементом культурного наследия. Драгоценные металлы, такие, как золото и серебро, были известны на территории Казахстана с древности, и археологические находки свидетельствуют о том, что местные племена начали использовать их уже в эпоху бронзы. Металлургия в этот период достигла значительного уровня развития, что позволило древним народам создавать не только утилитарные, но и декоративные изделия, такие, как украшения и ритуальные предметы, отражающие высокий художественный и технологический потенциал этого времени. Одним из важнейших аспектов использования драгоценных металлов было создание украшений. Эти изделия выполняли не только декоративную функцию, но и служили символами социального статуса, силы, богатства и духовности. Например, золотые и серебряные украшения, такие, как серьги, браслеты, кольца и диадемы, были найдены в различных археологических памятниках Казахстана. Они часто использовались в ритуальных контекстах, особенно в погребальных обрядах, где драгоценные металлы служили как средство защиты для умерших и как символ их перехода в иной мир. Использование драгоценных металлов в таких изделиях не только отражает эстетические предпочтения и технологические достижения того времени, но и указывает на тесную связь между искусством и духовными ценностями, которые определяли мировоззрение древних народов Казахстана. Эти культурные практики и символизм, продолжавшие развиваться в последующие исторические периоды, стали основой для формирования уникальной ювелирной традиции, сохранявшей свою значимость на протяжении тысячелетий.
Скачивания
Библиографические ссылки
Arğynbaev Kh. Qazaq halqynyñ qolönerı. Almaty: Oner Publ. 1987. 128 p.
Akishev A. Iskusstvo i mifologija sakov. Alma-Ata: Nauka Publ. 1984. 176 p.
Bernshtam A. Zolotaia diadema iz shamanskogo pogrebeniia na r. Karagalin'ke. In: Brief Communications of the Institute for the History of Material Culture. 1940. Iss.5, pp.23–31.
Bilyalova G. Kul'turnye svjazi naselenija Zolotoj Ordy stepnogo Kazahstana na primere brasletov s izobrazheniem l'vinyh lichin. Journal of History. 2020. Vol.97(2), pp.227–232. https://doi.org/10.26577/jh.2020.v97.i2.24 DOI: https://doi.org/10.26577/JH.2020.v97.i2.24
Vostrov V. Nekotorye izdeliia kazakhskikh masterov-zergerov. In: Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR. Alma-Ata. 1959. Vol.6, pp.127–143.
Georgi I. Opisanie vseh obitajushhih v Rossijskom gosudarstve narodov, ih zhitejskih obrjadov, obyknovenij, odezhd, uprazhnenij, zabav, veroispovedenij i drugih dostopamjatnoste. I. Georgi. St. Petersburg: Imperial Academy of Sciences Publ. 1799. Part II. 132 p.
Gorjachev A., Saraev V., Egorova T., Chernov M. Novye materialy drevnego arheologicheskogo kompleksa Kargalinskogo istoriko-geograficheskogo mikrorajona. Kazakstan arheologiyasy (Kazakhstan archeology). 2021. No.12(2(12), pp. 87–119. https://doi.org/10.52967/akz2021.2.12.87.119 DOI: https://doi.org/10.52967/akz2021.2.12.87.119
Griaznov M. Drevnee iskusstvo Altaia. Leningrad: “State Hermitage” Publ. 1958. 96 p.
Dzhanibekov U. Kul’tura kazakhskogo remesla. Alma-Ata: “Oner” Publ. 1982. 144 p.
Zakharova I., Khodzhaeva R. Kazakhskaia natsional’naia odezhda. Alma-Ata: “Nauka” Publ. 1964. 177 p.
Zaseckaja I. Kul'tura kochevnikov juzhnorusskih stepej v gunnskuju jepohu (konec IV-V vv.). St. Petersburg. 1994. 221 p.
Ibraev B. Kosmologicheskie predstavleniia nashikh predkov. In: Decorative Art of the USSR. 1980. No.3, pp. 40–42.
Masanov E. Kuznechnoe i iuvelirnoe remeslo v kazakhskom aule (vtoraia polovina XIX – nachalo XX v.). In: Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR. Alma-Ata. 1961. Vol.12, pp.156–170.
Margulan A. Kazakhskoe narodnoe prikladnoe iskusstvo. Almaty: Oner Publ. 1994. Vol.3. 248 p.
Orazbaeva N. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo kazakhov. Leningrad: Avrora Publ. 1970. 210 p.
Ongaruly A., Pjon J., Nam S., Kairmagambetov A., Kim J., Nuskabaj A., Kyzyrhanov M. Katartobe. Nekropol' sakskoj jelity Zhetysu. Nur-Sultan–Tjedzhon. 2020. 464 p.
Rempel’ L. Khudozhestvennaia kultura Srednei Azii IX – nachala XIII vv. i problema «musulmanskogo iskusstva». In: Artistic Culture of Central Asia in the 9th–13th Centuries. Tashkent: Gafur Guliam Publ. 1983. Рp.4-13.
Rudkovskij I. Andronovskaja ornamentika v kontekste sistemoobrazujushhih invariantov. Almaty. 2013. 192 p.
Samashev Z., Dzhumabekova G., Bazarbaeva G., Ongar A. Drevnee zoloto Kazahstana. Almaty. 2007. 160 p.
Seidimbek A. Qazaq alemi. Almaty: Sanat Publ. 1997. 464 p.
Toqtabaeva Ş. Qazaq zergerlık äşekeilerı. Almaty: Оner Publ. 2011. 154 p.
Toqtabaeva Sh. Serebrjanyj put' kazahskih masterov. Almaty: Dajk-Press Publ. 2005. 474 p.
Usmanova Je. Kostjum zhenshhiny jepohi bronzy. Opyt rekonstrukcij. Lisakovsk-Karaganda. 2010. 176 p.
Ömırbekova M. Saq (skif) tarihy men mädenietı. Almaty: Ziat-Pres Publ. 2004. 112 p.
Khasenova B. Zhenskie ukrashenija gunno-sarmatskogo vremeni Kazahstana. In: Kazakstan arheologiyasy (Kazakhstan archeology). 2023. No.4(22), pp.86–100. https://doi.org/10.52967/akz2023.4.22.86.100. DOI: https://doi.org/10.52967/akz2023.4.22.86.100
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Г. Билялова, А. Айтбаева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.








