Мустамбаев Идрис: персональная история в эго-документах

Научная статья

Просмотры: 124 / Загрузок PDF: 59

Авторы

  • Х. Маслов Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0003-2027-0078

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-129X-2025-152-3-142-165

Ключевые слова:

Идрис Мустамбаев, Голощекин, эго-документы, биография, память, репрессии, письма, историческая антропология, персональная история
Скачать Скачать PDF

Аннотация

Представленное авторское исследование – биографический эпизод из жизни Идриса Мустамбаева – знаковой фигуры, оказавшейся в центре политических репрессий 1930-х годов в Казахской АССР / ССР. Цель научной публикации – показать внутреннюю динамику партийных конфликтов через призму личного письма И. Мустамбаева, выявить ментальные и эмоциональные реакции репрессируемого, а также предложить методику анализа персональных нарративов в контексте советской идеологии. Новизна исследования определяется рядом факторов. В научный оборот впервые вводятся эго-документы, И. Мустамбаева, выявленные в фондах РГАНИ, включая подлинное письмо Мустамбаева, адресованное И. Сталину и Л. Кагановичу. Эти материалы дополняют уже известное письмо, опубликованное М. Койгельдиевым, и раскрывают ранее неизвестные детали биографии и политической борьбы внутри казахстанской номенклатуры. Особое внимание уделяется методологии анализа эго-документов: опора на нарративные подходы, теорию «лингвистического поворота» Х. Уайта. Автором изучены и проанализированы концепты отечественных и зарубежных исследователей, что обеспечивает интерпретацию текста письма, как выражения личной идентичности, а не только документа репрессивной эпохи. Применение теоретико-методологической рамки «лингвистического поворота» позволяет рассматривать письмо не только как источник, но как формирующее высказывание субъекта в тоталитарной системе. Результаты исследования демонстрируют, что эго-документы И. Мустамбаева дают возможность показать индивидуальное восприятие политических репрессий, выявить способы самосохранения и выражения индивидуальности в условиях партийной диктатуры. Автор показывает, как личное письмо, с его авторскими правками и внутренней логикой, становится свидетельством стратегии выживания, формой общения с властью и источником исторической антропологии. Работа расширяет поле автобиографических исследований в казахстанском контексте и вносит вклад в развитие подходов к изучению частной и публичной памяти в советский период. Изучение личных документов И. Мустамбаева выходит за пределы биографической реконструкции, становясь инструментом восстановления культурной и семейной памяти. Введение личных документов И. Мустамбаева в научный оборот позволяет не только раскрыть малоизвестные страницы жизни, но и отразить механизмы взаимодействия индивидуальных воспоминаний с коллективными нарративами советской эпохи. В письмах И. Мустамбаева фиксируется не просто фактологическая составляющая, но и противостояние личности идеологическому давлению. Эти материалы открывают возможность для расширенного прочтения автобиографии с привлечением ведомственных архивов ОГПУ, НКВД и ГУЛАГа, что подчёркивает сложность его жизненной траектории. При этом важно сохранять критическое отношение к самим эго-документам, рассматривать их как выразительную форму субъективности, способную колебаться между авторским «я» и репрезентацией, навязанной внешними обстоятельствами. Формулируемая в работе методологическая дилемма – восприятие И. Мустамбаева как субъекта собственного высказывания или объекта нарративного конструирования – остаётся актуальной в рамках дискуссий о природе авторства, дискурсивности источника и границах доверия к автобиографическим текстам. Итогом можно считать открытие новых исследовательских горизонтов: эго-документы становятся точкой входа в социальную историю, позволяют выйти за рамки официальных нарративов и способствуют формированию более объёмного представления о политических судьбах казахстанской интеллигенции середины XX века.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Х. Маслов, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан

    PhD, ведущий научный сотрудник НИИ «Алаш»

Библиографические ссылки

Jancke G. Persons, the ‘Autobiographical Person’ and Cultural Concepts of the Person: Early Modern Self-narratives from German-speaking Areas in a Transcultural Perspective. The Medieval History Journal. 2015. No.18(2), pp.346–377. https://doi.org/10.1177/0971945815601307 (in English) DOI: https://doi.org/10.1177/0971945815601307

Schulze W. “Ego-Dokumente: Annäherung an den Menschen in der Geschichte?” In: Ego-Dokumente. Annäherung an den Menschen in der Geschichte. Berlin: Akademie Verlag. 1996. Pp.11–30. (in Deutsch) DOI: https://doi.org/10.1524/9783050047997.11

Алаш ақиықтары: Мақалалар, деректі құүжаттар, аудармалар [Мәтін]: алаш мұрасы. Т.5. Zhurtbay T. (ed.). Almaty: Alash, 2006. 288 p. (in Kazakh)

Amanzholova D. «…Sovsem po- stalinski…»: sovetskaia vlast, ee posredniki i etnopoliticheskaia elita v Kazakhskoi ASSR v 1920-e gody. In: Istoriia narodov Rossii v issledovaniiakh i dokumentakh. In History of the Peoples of Russia in Research and Documents. Moscow: Institute of Russian History. 2014. Pp.5–50. (in Russian)

Arutyunyan N. "Predostavit tekstu prosto byt…": metodologicheskie printsipy issledovaniia ego-dokumentov v rabotakh N. Kozlovoi. RSUH Bulletin. Series: Literary Studies. Linguistics. Cultural Studies. 2019. No.8–2, pp.176–196. (in Russian)

Zhanbossinova A. «Proshu sniat s menia nezasluzhennoe kleimo 58-i stati»: ego-dokumenty v istorii politicheskogo terrora v Kazakhstane. Semey: Intellekt. 2020a. 580 p. (in Russian)

Zhanbossinova A. Pamiat kak travma: vospominaniia zhertv politicheskikh repressii v fokuse ego-dokumentov. In: Ethnography of Altai and Adjacent Regions: Proceedings of the 10th Int. Conf. Barnaul: Altai State Pedagogical University. 2020b. Pp.214–219. (in Russian)

Zhanbossinova A., Zhandybaeva S., Kazbekova A. Ego-dokumenty istorii politicheskogo terrora v Kazakhstane. St. Petersburg University Bulletin. History. 2021. Vol.65, is.3, pp.797–809. https://doi.org/10.21638/spbu02.2025.209 (in Russian) DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2021.307

Zaretsky Yu. Svidetelstva o sebe: novye issledovaniia gollandskikh istorikov. In: Social History. Yearbook, ed. N. Pushkareva. SPb.: Aleteya. 2008. Pp.329–340. (in Russian)

Zaretsky Yu. Istoriia subieektivnosti i istoriia avtobiografii: Vazhnye obnovleniia. An inviolable reserve 2012. No.3(83), pp.184–199. (in Russian)

Zaretsky Yu. Ego-dokumenty sovetskogo vremeni: terminy, istoriografiia, metodologiia. An inviolable reserve. 2021a. No.3(117), pp.184–199. (in Russian)

Zaretsky Yu. Ego-dokumenty: Rossiia pervoi poloviny KhKh veka v mezhistochnikovykh dialogakh. In: Ego-Documents: Russia in the First Half of the 20th Century in Intertextual Dialogues (Ed. M. Litovskaya & N. Surzhikova). Moscow–Yekaterinburg: Cabinet Scholar. 2021b. Pp.6–28. (in Russian)

Kozlov S. Ego-dokumenty v strukture istoricheskoi pamiati. Bibliosphere. 2022. No 4, pp. 5–11. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-5-11 (in Russian) DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-5-11

Koigeldiev M., Polulyakh V., Tleubaev Sh. (eds.). Krasnyi terror: iz istorii politicheskikh repressii v Kazakhstane (Sbornik dokumentalnykh materialov 20-50-kh godov KhKh veka). Almaty: Alash Publishing. 2013. 384 p. (in Russian)

Surzhikova N. Ego-dokumenty: intellektualnaia moda ili osoznannaia neobkhodimost? In: History in Ego-Documents: Research and Sources. ed. N. Surzhikova. Yekaterinburg. 2014. Pp.6–13. (in Russian)

Ego-dokumenty: Rossiia pervoi poloviny KhKh veka v mezhistochnikovykh dialogakh: [kollektivnaia monografiia]. Litovskaya M., Surzhikova N. (eds.). Moscow–Yekaterinburg: Institute of History and Archaeology of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2021. 408 p. (in Russian)

Опубликован

31.08.2025

Выпуск

Раздел

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ