Мустамбаев Идрис: персональная история в эго-документах
Научная статья
Просмотры: 124 / Загрузок PDF: 59DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-129X-2025-152-3-142-165Ключевые слова:
Идрис Мустамбаев, Голощекин, эго-документы, биография, память, репрессии, письма, историческая антропология, персональная историяАннотация
Представленное авторское исследование – биографический эпизод из жизни Идриса Мустамбаева – знаковой фигуры, оказавшейся в центре политических репрессий 1930-х годов в Казахской АССР / ССР. Цель научной публикации – показать внутреннюю динамику партийных конфликтов через призму личного письма И. Мустамбаева, выявить ментальные и эмоциональные реакции репрессируемого, а также предложить методику анализа персональных нарративов в контексте советской идеологии. Новизна исследования определяется рядом факторов. В научный оборот впервые вводятся эго-документы, И. Мустамбаева, выявленные в фондах РГАНИ, включая подлинное письмо Мустамбаева, адресованное И. Сталину и Л. Кагановичу. Эти материалы дополняют уже известное письмо, опубликованное М. Койгельдиевым, и раскрывают ранее неизвестные детали биографии и политической борьбы внутри казахстанской номенклатуры. Особое внимание уделяется методологии анализа эго-документов: опора на нарративные подходы, теорию «лингвистического поворота» Х. Уайта. Автором изучены и проанализированы концепты отечественных и зарубежных исследователей, что обеспечивает интерпретацию текста письма, как выражения личной идентичности, а не только документа репрессивной эпохи. Применение теоретико-методологической рамки «лингвистического поворота» позволяет рассматривать письмо не только как источник, но как формирующее высказывание субъекта в тоталитарной системе. Результаты исследования демонстрируют, что эго-документы И. Мустамбаева дают возможность показать индивидуальное восприятие политических репрессий, выявить способы самосохранения и выражения индивидуальности в условиях партийной диктатуры. Автор показывает, как личное письмо, с его авторскими правками и внутренней логикой, становится свидетельством стратегии выживания, формой общения с властью и источником исторической антропологии. Работа расширяет поле автобиографических исследований в казахстанском контексте и вносит вклад в развитие подходов к изучению частной и публичной памяти в советский период. Изучение личных документов И. Мустамбаева выходит за пределы биографической реконструкции, становясь инструментом восстановления культурной и семейной памяти. Введение личных документов И. Мустамбаева в научный оборот позволяет не только раскрыть малоизвестные страницы жизни, но и отразить механизмы взаимодействия индивидуальных воспоминаний с коллективными нарративами советской эпохи. В письмах И. Мустамбаева фиксируется не просто фактологическая составляющая, но и противостояние личности идеологическому давлению. Эти материалы открывают возможность для расширенного прочтения автобиографии с привлечением ведомственных архивов ОГПУ, НКВД и ГУЛАГа, что подчёркивает сложность его жизненной траектории. При этом важно сохранять критическое отношение к самим эго-документам, рассматривать их как выразительную форму субъективности, способную колебаться между авторским «я» и репрезентацией, навязанной внешними обстоятельствами. Формулируемая в работе методологическая дилемма – восприятие И. Мустамбаева как субъекта собственного высказывания или объекта нарративного конструирования – остаётся актуальной в рамках дискуссий о природе авторства, дискурсивности источника и границах доверия к автобиографическим текстам. Итогом можно считать открытие новых исследовательских горизонтов: эго-документы становятся точкой входа в социальную историю, позволяют выйти за рамки официальных нарративов и способствуют формированию более объёмного представления о политических судьбах казахстанской интеллигенции середины XX века.
Скачивания
Библиографические ссылки
Jancke G. Persons, the ‘Autobiographical Person’ and Cultural Concepts of the Person: Early Modern Self-narratives from German-speaking Areas in a Transcultural Perspective. The Medieval History Journal. 2015. No.18(2), pp.346–377. https://doi.org/10.1177/0971945815601307 (in English) DOI: https://doi.org/10.1177/0971945815601307
Schulze W. “Ego-Dokumente: Annäherung an den Menschen in der Geschichte?” In: Ego-Dokumente. Annäherung an den Menschen in der Geschichte. Berlin: Akademie Verlag. 1996. Pp.11–30. (in Deutsch) DOI: https://doi.org/10.1524/9783050047997.11
Алаш ақиықтары: Мақалалар, деректі құүжаттар, аудармалар [Мәтін]: алаш мұрасы. Т.5. Zhurtbay T. (ed.). Almaty: Alash, 2006. 288 p. (in Kazakh)
Amanzholova D. «…Sovsem po- stalinski…»: sovetskaia vlast, ee posredniki i etnopoliticheskaia elita v Kazakhskoi ASSR v 1920-e gody. In: Istoriia narodov Rossii v issledovaniiakh i dokumentakh. In History of the Peoples of Russia in Research and Documents. Moscow: Institute of Russian History. 2014. Pp.5–50. (in Russian)
Arutyunyan N. "Predostavit tekstu prosto byt…": metodologicheskie printsipy issledovaniia ego-dokumentov v rabotakh N. Kozlovoi. RSUH Bulletin. Series: Literary Studies. Linguistics. Cultural Studies. 2019. No.8–2, pp.176–196. (in Russian)
Zhanbossinova A. «Proshu sniat s menia nezasluzhennoe kleimo 58-i stati»: ego-dokumenty v istorii politicheskogo terrora v Kazakhstane. Semey: Intellekt. 2020a. 580 p. (in Russian)
Zhanbossinova A. Pamiat kak travma: vospominaniia zhertv politicheskikh repressii v fokuse ego-dokumentov. In: Ethnography of Altai and Adjacent Regions: Proceedings of the 10th Int. Conf. Barnaul: Altai State Pedagogical University. 2020b. Pp.214–219. (in Russian)
Zhanbossinova A., Zhandybaeva S., Kazbekova A. Ego-dokumenty istorii politicheskogo terrora v Kazakhstane. St. Petersburg University Bulletin. History. 2021. Vol.65, is.3, pp.797–809. https://doi.org/10.21638/spbu02.2025.209 (in Russian) DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2021.307
Zaretsky Yu. Svidetelstva o sebe: novye issledovaniia gollandskikh istorikov. In: Social History. Yearbook, ed. N. Pushkareva. SPb.: Aleteya. 2008. Pp.329–340. (in Russian)
Zaretsky Yu. Istoriia subieektivnosti i istoriia avtobiografii: Vazhnye obnovleniia. An inviolable reserve 2012. No.3(83), pp.184–199. (in Russian)
Zaretsky Yu. Ego-dokumenty sovetskogo vremeni: terminy, istoriografiia, metodologiia. An inviolable reserve. 2021a. No.3(117), pp.184–199. (in Russian)
Zaretsky Yu. Ego-dokumenty: Rossiia pervoi poloviny KhKh veka v mezhistochnikovykh dialogakh. In: Ego-Documents: Russia in the First Half of the 20th Century in Intertextual Dialogues (Ed. M. Litovskaya & N. Surzhikova). Moscow–Yekaterinburg: Cabinet Scholar. 2021b. Pp.6–28. (in Russian)
Kozlov S. Ego-dokumenty v strukture istoricheskoi pamiati. Bibliosphere. 2022. No 4, pp. 5–11. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-5-11 (in Russian) DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-5-11
Koigeldiev M., Polulyakh V., Tleubaev Sh. (eds.). Krasnyi terror: iz istorii politicheskikh repressii v Kazakhstane (Sbornik dokumentalnykh materialov 20-50-kh godov KhKh veka). Almaty: Alash Publishing. 2013. 384 p. (in Russian)
Surzhikova N. Ego-dokumenty: intellektualnaia moda ili osoznannaia neobkhodimost? In: History in Ego-Documents: Research and Sources. ed. N. Surzhikova. Yekaterinburg. 2014. Pp.6–13. (in Russian)
Ego-dokumenty: Rossiia pervoi poloviny KhKh veka v mezhistochnikovykh dialogakh: [kollektivnaia monografiia]. Litovskaya M., Surzhikova N. (eds.). Moscow–Yekaterinburg: Institute of History and Archaeology of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2021. 408 p. (in Russian)
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Х. Маслов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.








