Степной край как «другая Россия» в представлениях казахской интеллигенции второй половины ХIХ – начала ХХ вв.
Научная статья
Просмотры: 261 / Загрузок PDF: 208DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-129X-2025-152-3-79-93Ключевые слова:
дискурс;, казахская интеллигенция, колониальное посредничество, колонизация, образ региона, представления, Степной край, этнокультурная идентичностьАннотация
В статье на материалах личных текстов выдающихся деятелей казахской интеллигенции, а также дискурса образованного сегмента российского социума Степного края выявляются паттерны представлений казахских ученых, общественно-политических деятелей, педагогов, публицистов о регионе, его истории и будущем. Междисциплинарный формат исследования и обращение к научным практикам и подходам «новой культурно-интеллектуальной» и «новой биографической» историй позволили констатировать, что представления казахской интеллигенции о Степном крае, сливавшиеся в образ региона, являлись сложным, многомерным и динамичным ментальным конструктом, в котором оказались запечатлены результаты дискурсов многих сообществ, в том числе имперской власти высшего и регионального уровней. С опорой на исследовательский опыт и историографическую традицию второй половины ХХ – начала ХХI вв. удалось доказать, что идентичность лидеров казахской интеллигенции – потомков титулованной степной аристократии, включённой в исследуемый период в контекст имперской «политики населения» в Степном крае, переживала сложную эволюцию, трансформируясь от «дуальной» к «гибридной». Дуальная идентичность сообщества, формировавшаяся под влиянием российских политических структур, институтов образования и воспитания, практик межкультурной коммуникации, первоначально выступала определяющим фактором рецепции Степного края как органического продолжения России, но России «другой», пространство которой складывается в результате взаимопроникновения культур русского оседлого и коренного кочевого населений. Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. в результате приобретённого казахскими интеллектуалами травматического социального опыта и дискриминационных практик, исходящих от имперской бюрократии, образ Степного края как «другой России» начинает строиться в ностальгических категориях «утраченной родины» и «потерянного рая», возвращение которых возможно только при условии национального единства и разработки пассивных форм сопротивления имперской власти, что находило выражение в практиках избегания и игнорирования конвенций социального поведения, инициируемых властными структурами. Процесс политической радикализации казахской интеллигенции, инспирированный событиями революции 1905–1907 гг. и последующими за ней реформами, оказал прямое влияние на представления образованной группы казахского социума о месте проживания, формах устройства общественной жизни и хозяйственной повседневности. Сближение казахской интеллигенции с российскими политическими ссыльными, носителями сепаратистских идей, способствовало переформатированию в сознании сообщества образа Степного края, наполняя его рельефно выраженным антиимперским содержанием
Скачивания
Библиографические ссылки
Absattarova Zh., Mazhitova Zh. Factors of formation of socio-cultural identity of Kazakh intelligentsia in the Imperial period (mid-19th – early 20th centuries): Research. Bulletin of L.N. Gumilyov Eurasian National University. Historical Sciences. Philosophy. Religious Studies. 2024. Vol.149, no.4, pp.177-193. https://doi.org/10.32523/2616-7255-2024-149-4-177-193 DOI: https://doi.org/10.32523/2616-7255-2024-149-4-177-193
Adas M. From Avoidance to Confrontation: Peasant Protest in Precolonial Southeast Asia. Comparative Studies in Society and History. 1981. No.23(2), pp 217–247. DOI: https://doi.org/10.1017/S0010417500013281
Altynsarin I. Collected Works in 3 volumes. Volume 3. Alma-Ata: Science of the Kazakh SSR. 1978. Pp.11-33.
Barrett T. Lines of Uncertainty: Russia's North Caucasian Frontier. In: American Russian Studies: Milestones of Recent Historiography. The Imperial Period. Samara: Samara University. 2000. Pp.163–194.
Bekker S. Russia and the Concept of Empire. In: The New Imperial History of the post-Soviet space: Collection of articles (Library of the journal “Ab imperioˮ). Ed. by I. Gerasimova, A. Kaplunovskogo, M. Mogilner, A. Semenova. Kazan. 2004. Рp.67–81.
Celebration in St. Petersburg and Moscow on October 26, 1581. St. Petersburg: F. Eleonsky's Printing House. 1882. 42 p.
Dzherasi R. A Window to the East: Empire, Orientalism, Nation, and Religion in Russia. Moscow: New publishing house. 2013. 548 p.
Etkind A. Internal colonization. Russia's imperial experience. Moscow: New Literary Review. 2013. 448 p. DOI: https://doi.org/10.1353/imp.2013.0081
Fillips N., Iorgensen M. Discourse Analysis. Theory and Method. Kharkiv: Humanitarian Center. 2008. 352 p.
Filyushkin A. The Moscow Neonatal Empire: On the Categories of Political Practice. Bulletin of St. Petersburg University. History. 2009. No.2, pp.5-20.
Katkov M.N. The Ideology of Conservatism. Moscow: Institute of Russian Civilization. 2009. 800 p.
Khodarkovskii M. Russia's Steppe Borders: The Creation of a Colonial Empire, 1500-1800. Moscow: New Literary Review. 2019. 352 p.
Kozybaev M.K. The history of Russia is the history of a country that is being colonized. Metropolitan Review. 1998. May 8.
Lor E. Russian Nationalism and the Russian Empire. Moscow: New publishing house. 2012. 304 p.
Malakhov V. The politics of difference. Cultural pluralism and identity. Moscow: New publishing house. 2023. 288 p.
Mazhitova Zh.S. Discussion on ways to reform the court of biys in the pre-revolutionary Russian historiography (the middle of XIX – beginning of XX centuries). Bulletin of Abai Kazakh National Pedagogical University. Series “Historical and Social and Political Sciences. 2016. No.3(50), pp.184-190.
Potanin G.N. Biographical information about Ch. Valikhanov. Works by Chokan Chingizovich Valikhanov. St. Petersburg: Printing House of the Main Department of Estates. 1904. Pp. ХХХI-ХХХIII.
Potanin G.N. Our Dreams. Ch.Ch. Valikhanov. Collected Works in 5 volumes. Т. IV. Alma-Ata: Science of the Kazakh SSR. 1968. 688 p.
Prokhorov I. They are little-known, but they are worth attention. Kazakhstanskaya Pravda. 2021. August 20, pp. 4-6.
Remnev A.V. The 300th Anniversary of Siberia's Joining Russia: Waiting for a “New Historical Period.ˮ Cultural Studies in Siberia. 2007. No.1, pp.34-50.
Repina L., Zvereva V., Paramonova M. History of Historical Knowledge. Textbook for Higher Education Institutions. Moscow: Drofa. 2004. 288 p.
Russia. A Complete Geographical Description of Our Fatherland. A Desk and Travel Book for Russian People. Vol. 8. The Kirghiz Region. Ed. by V. Semyonov. St. Petersburg: A. Devrien Publishing House. 1903. 478 p.
Ternova I.K., Isetov R.K. A life illuminated by struggle. Dedicated to the 125th anniversary of the birth of Akhmet Baitursynov. Kostanay: Kostanay Printing House. 1998. 75 p.
Tolts V. “Russia's Own Eastˮ: Identity Politics and Oriental Studies in the Late Imperial Period. Moscow: New Literary Review. 2013. 336 p.
Tokmurzayev B., Churkin M., Zhangaliev U., Mamraimov S. “Own Foreigners” in the Imperial Project of Colonial Mediation in the Eastern Suburbs of Russia in the mid ХIХ – early ХХ centuries. Bylye Gody. 2025. No.20(2), pp.780–790. DOI: https://doi.org/10.13187/bg.2025.2.780
Valikhanov Ch.Ch. On the Nomads of the Kirghiz. Works by Ch. Valikhanov. St. Petersburg: Printing Office of the Main Directorate. 1904. Pp.321–326.
Vert P. From Resistance to Subversion: The Power of Empire, the Resistance of the Local Population, and Their Interdependence. In: The Russian Empire in Foreign Historiography. Recent Works: Anthology. Moscow: New publishing house. 2005. Pp.48–83.
Vert P. Orthodoxy, Heterodoxy, and Non-Orthodoxy. Essays on the History of Religious Diversity in the Russian Empire. Moscow: New publishing house. 2012. 280 p.
Yadrintsev N. Siberian Indigenous Peoples, Their Way of Life, and Current Situation. Tyumen: Y. Mandriki Publishing House. 2000. 336 p.

Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ж. Абсаттарова, М. Утегенов, Ж. Мажитова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.